Эту запись я должен был написать много лет назад. Но то никак не доходили руки: то пытался найти побольше информации и сделать какой-то более крупный материал, чем пост в блоге, то забывал про него. Время потихоньку уходит и при всей своей нематериальности у него есть вполне материальное свойство уносить вместе с собой то, что сейчас нам кажется повседневным. Поэтому интересных людей, места, события нужно запоминать и рассказывать о них другим. Иначе, когда они уйдут вместе со своим временем, никто о них не будет помнить. А это не справедливо.

Я хочу рассказать вам об одной находке, случившейся поздней весной 2011-го года.

Началось все с того, что один мой хороший друг, который живет в Скопине и очень увлечен краеведением, сообщил о куче угля недалеко от станции Миллионная (Рязанская область), тепловозе и веренице грузовиков, которые прут в эту кучу уголь откуда-то со стороны села Петрушино.

Надо сказать, что для тех, кто в танке, это было подобно бомбе. Я даже не знаю, какое количество статей мне довелось перечитать, где о Подмосковном угольном бассейне говорили в прошедшем времени. И кто бы мог подумать, что пока мы копаем историю, рисуем схемы, общаемся с еще живыми свидетелями величия Мосбасса, с востока от рязанского села Петрушино открытым способом ведется добыча подмосковного угля…

В общем тему надо было кучить. Решено было действовать в две ходки: первая — познакомиться с местностью и понять, что за организация работает, вторая — заходить на организацию и пытаться общаться про историю и все такое-прочее.

Первая ходка дала совершенно потрясающий результат — оказалось, что добыча угля ведется одним из старейших и известнейших предприятий Мосбасса — ОАО «Кимовский разрез». А вот про вторую я сейчас как раз расскажу….

Целью нашего визита было попытаться найти архив предприятия, либо какую-нибудь информацию о его истории. А о том, что история была богата на свершения, да и сам Кимовский разрез был не последним предприятием Мосбасса, можно судить по оформлению Управления, которое находится в поселке Зеркальный:

Вестибюль Управления ОАО "Кимовский разрез"

Былой блеск, конечно, немного затерся, но можно себе представить, как все это выглядело лет тридцать назад. И Владимир Ильич на входе, как эхо минувшей эпохи:

Вестибюль упраления ОАО "Кимовский разрез"

Скажу сразу — найти сколько-нибудь значителный объем информации об истории Кимовского разреза нам практически не удалось. Но кое-что об участке у села Петрушино мы узнали.

Итак, угольный разрез у Петрушино является Новольвовским участком ОАО «Кимовский разрез» и находится на территории Новольвовского месторождения бурого угля. Кроме угольного разреза это месторождение разрабатывалось парой шахт, располагавшихся возле Новольвовска. Но они уже ушли в историю. Как и железнодорожная станция Углесборочная, обслуживавшая их.

«Кимовский разрез» приступил к разработке Новольвовского участка где-то на стыке 90-ых и 2000-ых годов. Получилось так, что к тому времени другие участки разреза позакрывались и Новольвовский участок остался единственным действующим участком предприятия.

Итак, что он из себя представляет. На текущий момент (а я там был в этом году в мае проездом) в состав участка входят две площадки: собственно разрез и погрузочный склад, расположенный непосредственно возле станции Миллионная. От Миллионной на склад проложен подъездной путь, по которому уголь вывозится на пути РЖД, а затем отправляется основному (практически единственному) потребителю — Новомичуринской ГРЭС.

Панорама погрузочного склада:

Панорама угольного склада

Что касается разреза, то техники там не много: три драглайна, работающие на вскрыше, и одна лопата ЭКГ-5, которой ведется разработка пласта угля.

Панорама разреза
Работяги
Работяги
В разрезе
Шагающий экскаватор

Надо сказать, что рельеф в разрезе очень неоднородный. Дело в том, что уголь здесь залегает в два пласта, перемежаемых глиной. Каждый из них имеет толщину не больше метра. И при этом пласты очень капризны — для них характерен резкий перепад глубины залегания. Эти особенности не позволяют использовать на разрезе высокопроизводительную технику (да и средств у предприятия на это нет, вагон угля в наше время стоит дешевле вагона бутилированной питьевой воды), ну и приводят к тому, что рельеф действительно выглядит очень брутально. Из всех посещенных мною карьеров этот — самый футуристический.

В разрезе
В разрезе
Шагающий экскаватор
Шагающий экскаватор
Шагающий экскаватор

Отдельно хочется сказать о людях, работающих там. Они любят свое дело. Как водится в промышленности, подавляющее большинство работающих на разрезе специалистов уже давно не молоды. Многие в лихие годы уходили с предприятия, но все равно вернулись — как ни крути, а дело, которому посвятили всю жизнь, зовет. Многих беспокоит будущее. Все прекрасно знают, что случилось с шахтами и почему так случилось. Настраиваются на худшее, но верят в будущее.

В разрезе

Так получилось, что в тот день, когда мы приехали, добыча не велась. Обычно по дороге от разреза до склада вереницей несутся (иначе не назвать 🙂 ) КрАЗы с КамАЗами. А в тот день было тихо. Зато мы застали погрузку свежеподанного состава и его вывод на станцию Миллионная.

Погрузка вагонов
Работа идет
Тепловоз с порожними вагонами заводит их на погрузку

Пожалуй, это все, чем я хотел сегодня поделиться. Наверное мне все-таки удастся слепить небольшой очерк об истории этого предприятия, разбавить его интересными схемами ЖД-путей Мосбасса. Но это уже как-нибудь в следующий раз.

В разрезе
Реклама

Угольный разрез у села Петрушино: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s